перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Модели делегирования полномочий: опыт Великобритании
Competence delegation models: experience of the Great Britain

Опубликовано в номере 9 за 2015 год

DOI: 10.17803/1729-5920.2015.106.9.100-109

Автор: Устюжанинова Е. А. / Author: Ustyuzhaninova, E.A.

Рубрика: Сравнительное правоведение


  1. Одним из направлений конституционной реформы в Велико- британии в отношении обеспечения реального разделения властей стал процесс деволюции (devolution), означающий децентрализацию власти, т.е. передачу (делегирование) властных полномочий от центра на места. Децентрализация политической власти в Великобритании существен- но увеличилась не только в связи с членством Соединенного Королевства в Европейском Союзе, но и в связи с делегированием власти Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии на внутригосударственном уровне, начиная с 1998 г. В унитарном государстве, каким является Великобритания, деле- гирование полномочий от центрального правительства правительствам данных регионов обеспечивает учет интересов отдельных субъектов и ограничивает вмешательство центральных органов власти в дела их администраций. Делегированное управление было рекомендовано Коро- левской Комиссией по конституционным вопросам в 1973 г. В настоящее время принято законодательство о передаче делегированных полномочий Шотландскому парламенту, Ассамблее Северной Ирландии и, в меньшей степени, Ассамблее Уэльса. Законодательные положения о делегировании полномочий трем территориям имеют многие общие черты, но и важ- ные отличия в отношении каждого региона. Модели деволюции в Велико- британии отличаются одна от другой. Наибольшие полномочия имеет Шотландия, Уэльсу делегируются лишь административные полномочия, а деволюция в Северной Ирландии существенно осложнена политиче- ской борьбой между националистами и унионистами. Тем не менее зако- нодательство, касающееся делегирования полномочий от центрального правительства законодательным и исполнительным органам регионов, постоянно совершенствуется, и процесс деволюции не останавливается. Особенности данного процесса в отношении каждого из регионов Велико- британии, а также основные положения законодательства о деволюции анализируются в данной статье.




  2. One of the directions of the constitutional reform in the Great Britain in the sphere of guarantees of the real separation of powers involved the devolution process, standing for the decentralization of power, that is, for the delegation of powers from the centre to the regions. The decentralization of the political power in the Great Britain has grown considerably both due to its membership in the EU, and to the delegation of its power to Scotland, Wales and Northern Ireland at the domestic level ever since 1998. The unitary state, such as the Great Britain is, guarantees the recognition of the interests of the specific subjects and limits the interference of the central government bodies into the local administrative affairs by delegation of power from the centre to the regions. Delegated government was recommended by the Royal Commission on the Constitution in 1973. There is current legislation on the transfer of delegated competence to the Scottish Parliament the Assembly of the Northern Ireland and the Assembly of Wales (to a lesser degree). The legislative provisions on the delegation of competence to the three territories have many common features, but they also have important specificities for each of the regions. Devolution models in the Great Britain are various. Scotland has the most competence, Wales only receives administrative competence, and the devolution in the Northern Ireland is complicated by the political strife between nationalists and unionists. Nevertheless, the legislation on delegation of competence from the central government to legislative and executive bodies of the regions is constantly being improved, and the devolution process is ongoing. The specificities of this process in the regions of the Great Britain and the key provisions of devolution legislation are analyzed in this article.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 2249