перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Система возмездия в гомеровском обществе как социальный институт в эпоху до формирования древнегреческого полиса
The System of Retaliation in Homer Society as a Social Institution in the Era before Formation of the Ancient Greek Polis

Опубликовано в номере 6 за 2017 год

DOI: 10.17803/1729-5920.2017.127.6.199-214

Автор: Логинов А. В. / Author: Loginov A. V.

Рубрика: История государства и права


  1. В статье рассмотрено значение гомеровских терминов, связанных с возмез- дием. Для обозначения процесса возмездия служат глаголы τίνω/τίνομαι, ἀποτίνω/ἀποτίνομαι, τίνυμαι, ἐξαποτίνω, ἀποτίνυμαι и существительное τίσις. В отличие от τίσις, ποινή в гомеров- ском эпосе обозначает не процесс, а результат возмездия. Ποινή может представлять собой убийство обидчика или уплату выкупа. С возмездием в гомеровском эпосе связано понятие τιμή. Именно забота о τιμή заставляет героя мстить. Ἄποινα, хотя и образовано от ποινή, в гомеровском эпосе не связано со мщением. Как ὕβρις, т.е. преступление про- тив богов, обозначается причина мщения. Причиной для мести, связанной с честью героя, является λώβη — обида. Целью мщения в гомеровском эпосе объявляется восстановление «благозакония» — εὐνομίη. Мщение не оценивается в эпосе отрицательно. В работе также представлены результаты исследования способов возмездия в мире го- меровских поэм. Выделено семь способов возмездия обидчику: 1) композиции; 2) изгнание; 3) заключение в оковы; 4) кровная месть; 5) божественное возмездие; 6) месть на поле боя за убитого в сражении товарища или родственника; 7) расправа над лицом более низкого социального статуса. Композиции, изгнание, заключение в оковы как формы некровной мести в эпосе противо- стоят кровной мести, которая заканчивается убийством обидчика. Месть богов в го- меровских поэмах фактически является проекцией человеческой практики в мир богов. Mесть на поле боя отличается от кровной мести и по статусу акторов (мстить мо- гут за товарищей, которые не являются родственниками), и по условиям, в которых она осуществляется. Если композиции, изгнание, заключение в оковы, кровную месть, боже- ственное возмездие, месть на поле боя можно считать видами мести, т.е. возмездия, в котором и актор, и субъект имеют примерно равный социальный статус, то расправа над лицом более низкого социального статуса (чаще всего рабом) к мести относиться не может.Автором изучены также взаимоотношения судов и частного возмездия в гомеровском обществе. Судопроизводство и частное возмездие описываются с помощью разных тер- минов. В гомеровском обществе суды не вмешиваются в сферу возмездия.




  2. The article considers the value of Homeric terms related to retaliation. To refer to the process of retaliation there are several verbs: τίνω/τίνομαι, ἀποτίνω/ἀποτίνομαι, τίνυμαι, ἐξαποτίνω, ἀποτίνυμαι and the noun τίσις. Unlike τίσις, ποινή in Homer's epic poem refers not to the process, but the result of retaliation. Ποινή may be a murder the offender or the payment of a ransom. It is the concept τιμή that refers to retaliation. It is taking care of τιμή that makes a hero retaliate. Ἄποινα, although formed from ποινή, is not associated with a vengeance in Homer's epic poem. As ὕβρις, meaning the crime against the gods, denotes reason of vengeance. The reason for revenge related to the honor of a hero is λώβη-offense. The aim of eunomia'-εὐνομίη. Vengeance is not evaluated negatively in the epic poem. The work also presents the results of the research methods of retaliation in the world of the Homeric poems. Seven ways of retaliation the abuser are allocated: 1) compositions, 2) exile, 3) conclusion in shackles, 4) blood feud, 5) divine retribution, 6) vengeance on the battlefield for the slain in the battle of the friend or relative, 7) massacre of a person belonging to a lower social status. Composition, exile, confinement in shackles, as a form of 'non-blood' revenge, are opposed to the blood feud, which ends with the assassination of the abuser. The revenge of the gods in the Homeric poems is actually a projection of human practices into the world of the gods. The revenge on the battlefield is different from blood feud both due to the actors status (the revenge can be taken for comrades who are not relatives), and to the circumstances it is carried out wherein. If the composition, exile, confinement in shackles, vendetta, divine retribution, revenge on the battlefield can be considered as forms of vengeance, i.e. retaliation in which actor and subject have roughly equal social status, massacre of a person belonging to a lower social status (often slave) cannot be treated as revenge. The author studies the relationship of courts and private retaliation in Homer society. Court procedure and private retaliation are described through different concepts. In Homer society courts do not interfere with the realm of retaliation.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 2079




  1. нет данных