перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Представительство в административном судопроизводстве
Representation in Administrative Court Procedure

Опубликовано в номере 6 за 2017 год

DOI: 10.17803/1729-5920.2017.127.6.129-140

Автор: Ивакин В. Н. / Author: Ivakin V. N.

Рубрика: Теоретические проблемы отраслей права


  1. Судебное представительство — традиционный институт процессуального права. Вопрос о его правовой природе относится к числу дискуссионных. В науке гражданско- го и арбитражного процессуального права по нему выделились два основных направления — «концепция правоотношения» и «концепция действия». При этом автор в результате проведенного анализа отдает предпочтение определению судебного представительства, в том числе по административным делам, как процессуальной деятельности. В качестве новелл КАС РФ, носящих положительный характер, отмечено расширение по сравнению с действовавшим в более ранней редакции ГПК РФ круга случаев, когда суд может признать обязательным участие в судебном заседании представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также наличие в КАС РФ нормы, согласно которой лица, содействующие осуществлению правосудия по ад- министративному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Вместе с тем серьезные сомнения вызывает норма ч. 1 ст. 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, что существенно ограничивает возможности защиты прав граждан и организаций по данной категории дел. В то же время при отсутствии ка- кой-либо оговорки в ч. 1 ст. 55 КАС РФ в указанном Кодексе содержится целый ряд норм, позволяющих все же вести административные дела лицам, не имеющим высшего юриди- ческого образования, приведенным в настоящей статье, следствием чего является воз- никновение многочисленных коллизий. Не учтено, кроме того, что в соответствии с дей- ствующим законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатами могут быть и лица, не имеющие высшего юридического образования, а имеющие ученую степень по юридической специальности. Замечание вызывает содержащаяся в ч. 1 ст. 54 КАС РФ формулировка «личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя», поскольку не являющегося личным участие гражданина в деле быть не может. Подобных недостатков в главе о представительстве нового Кодекса содержится немало, и они требуют устранения в будушем.




  2. Legal representation is a traditional institute of the procedural law. The question of its legal nature belongs to the discussion. In science of civil procedural law and arbitration thereon, two main lines have stood out: the 'concept of legal relationship' and the 'concept of action'. In this analysis, the author prefers to consider legal representation, including administrative cases, as procedural activity. As some positive novels to the RF Administrative Procedure Code (APC) compared to the previous one the author mentions the expanded range of cases where the Courtʹs can recognize the compulsory participation of the representatives of a body, an organization, a person entrusted with part of the State or other public authority in the Courtʹs proceedings, as well as the RF Administrative Procedure Code containing the rules according to which persons, facilitating the implementation of justice in administrative case may not be representatives of the persons involved in this case. However, rule of Art. 55 Part 1 of the APC RF casts serious doubts as it states that the only persons having higher legal education can act as representatives in administrative cases, which considerably limits the possibilities for the protection 140 № 6 (127) июнь 2017 LEX RUSSICA ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА of the rights of citizens and organizations in this category of cases. At the same time, as Art. 55 Part 1 of the APC RF lacks any saving clause, the code contains a series of rules that make it possible for persons without legal education still conduct administrative cases, which results in numerous conflicts. Moreover, it is overlooked that, in accordance with applicable law on lawyer activity and legal profession, persons without higher legal education, but having a degree in law can works as advocates. The author also criticizes the wording contained in Art. 54 Part 1 of the APC RF stating that 'Personal participation of a citizen in an administrative case does not deprive him of the right to have a legal representative as well', as the citizen is a priori a participant of the proceedings. Such shortcomings in the new code chapter on the legal representation show to be frequent and require to be eliminated in the future.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1206




  1. нет данных