перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

Коммерческий подкуп и взяточничество: направления развития законодательства
Commercial Bribery and Payoffs: Directions of Legislative Development

Опубликовано в номере 6 за 2017 год

DOI: 10.17803/1729-5920.2017.127.6.085-100

Автор: Михайлов В. И. / Author: Mikhailov V. I.

Рубрика: Совершенствование законодательства


  1. В статье рассматриваются основные этапы изменений УК РФ в части, касающейся ответственности за коммерческие подкуп и взяточничество в 2011, 2014 и 2016 гг. Дается анализ этих корректив и со ссылками на судебную статистику приво- дятся данные об их результативности. Показано, что изменения, которые вносились в УК РФ, базировались на результатах из- учения практики, соответствующих социологических данных, «увязывались» с положени- ями иных федеральных законов. Так, предусмотренная ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, подкрепленная примечаниями к ст. 291 и 291.1 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности только при активном сотрудничестве с органами следствия, сформировала основу мотивации сотрудничества лиц, совершив- ших преступления, с правоохранительными органами при проведении оперативных меро- приятий и следственных действий в целях выявления взяткодателя, взяткополучателя и других причастных к преступлению лиц. В 2015 г. об обращении с предложением дать взятку уведомили 7 453 служащих (по срав- нению с 2014 г. рост на 14 %). По результатам этих уведомлений было возбуждено 3 660 уголовных дел (по сравнению с 2014 г. рост составил 27 %), привлечено к уголовной от- ветственности 2 489 человек (по сравнению с 2014 г. рост — 22 %). Включение в УК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-ФЗ «О внесении изме- нений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Рос- сийской Федерации» двух новых составов, предусматривающих ответственность за «мелкий коммерческий подкуп» и «мелкую взятку» (ст. 204.2 и 291.2 УК РФ), и отнесение расследования этих преступлений к полномочиям дознавателей должны ориентировать оперативные подразделения и органы следствия на борьбу с представляющими повышен- ную опасность случаями дачи взяток в крупных, особо крупных размерах организованными группами.Сделано предположение о том, что с учетом положений антикоррупционных конвен- ций ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы госу- дарств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (англ. Group of States Against Corruption — GRECO) УК России может быть дополнен нормами об уголовной ответственности за обещание и предложение коммерческого подкупа и взятки. На основе анализа положений междуна- родных антикоррупционных конвенций и законодательства некоторых стран предложено под обещанием коммерческого подкупа или взятки понимать достижение договоренно- сти между взяткодателем и взяткополучателем о передаче (даче) и, соответственно, получении коммерческого подкупа или взятки, а под предложением коммерческого подкупа или взятки — умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на реализацию намерения передать предмет коммерческого подкупа или взятки, если при этом передача фактически не была осуществлена по не зависящим от этого лица обсто- ятельствам.




  2. The article discusses the main stages of changes in the RF Criminal Code in the area of liability for commercial bribery and subornation in 2011, 2014 and 2016. The paper analyzes these changes and amendments with references to the Courtʹs data concerning their efficiency. It has been shown that amendments made in the Criminal Code were based on the results of examination of the practice associated with sociological data, "linked" with the provisions of other federal laws. Thus, the duty of public and municipal officials to inform about incidents of instigating them to commit corruption offenses enshrined in Article 9 of the Federal Law № 273-FZ "On Counteracting Corruption" dated December 25, 2008 and supplemented by notes to Articles 291 and 291.1 of the RF Criminal Code concerning exemption from criminal liability only if they actively cooperated with investigating authorities formed the basis for motivating cooperation of persons who had committed offenses with law enforcement agencies in conducting investigating activities and inquiries in order to identify the bribe-giver, the bribe-taker and other persons involved in the crime. In 2015, 7453 public officials notified of the proposal to pay bribes (an increase of 14%, compared with 2014). As the result of these notifications, 3660 cases were filed (an increase of 27 %, compared with 2014), 2489 persons were brought to criminal liability (an increase of 22%, compared with 2014). Under the Federal Law of July 3, 2016 № 324-FZ "On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation" two new crimes providing liability for "minor commercial bribery" and "minor subornation" ( Articles 204.2 and 291.2 of the Criminal Code) have been included into the RF Criminal Code. Investigation of the crimes in question has been attributed to the powers of investigators. Thus, task groups and investigative bodies should be oriented to deal with counteracting high-risk cases of bribes at major scales , especially major scales, and bribes given by organized groups. It was suggested that, in view of the provisions of anti-corruption conventions of the UN, OECD and GRECO, the RF CC can be supplemented by the rules concerning criminal liability for the promise and offering of commercial bribery and subornation. On the basis of an analysis of the provisions of international anti-corruption conventions and anti-corruption laws of some states, it is proposed, that the promise of commercial bribe or subornation means the agreement between a bribe-giver and a bribe-taker concerning the transfer of a commercial bribe or subornation, and the offer of commercial bribery or subornation means intentional acts (or omissions) of a person directly aimed at implementing his or her intent to transfer the object of a commercial bribe or subornation, if the transfer was not actually effected for reasons beyond the control of the person.





Статья будет доступна через полгода с момента публикации (2017-06-01 00:00:00)

Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 87




  1. нет данных