перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ МОРСКИХ ОХРАНЯЕМЫХ РАЙОНОВ
INTERNATIONAL LAW PROBLEMS OF THE ESTABLISHMENT OF MARINE PROTECTED AREAS

Опубликовано в номере 2 за 2016 год

DOI: нет данных

Автор: К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев / Author: BEKYASHEV K. A., BEKYASHEV D. K.

Рубрика: Международное публичное право


  1. Статья посвящена анализу международно-правовых аспектов охраны мор- ского биоразнообразия и его основного компонента — морских охраняемых районов (МОР). Предлагается международно-правовое определение понятия МОР. Анализируются содер- жащиеся в законодательстве государств определения МОР. Рассмотрены причины и осно- вания для установления таких районов. Подробно рассмотрены виды МОР. Отмечается, что в настоящее время можно выделить следующие виды: морские заповедные зоны; особо уязвимые морские районы; районы охра- ны всемирного культурного наследия; охраняемый район или район, в котором необходи- мо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия; непосред- ственно морские охраняемые районы. Анализируются положения международных договоров, а также актов рекомендательно- го характера, предусматривающих возможность и необходимость установления МОР. Значительное внимание уделено рассмотрению вклада ООН в развитие института МОР. Отмечена большая роль Генерального секретаря ООН в процессе определения роли МОР в деле сохранения морских живых ресурсов и биоразнообразия. Приведены и рассмотрены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Отмечено, что особое внимание необходимо уде- лить принятой в 2015 г. Резолюции «Разработка на основе Конвенции ООН по морскому праву международного юридически обязательного документа о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции». В ходе разработки юридически обязательного документа бу- дут рассмотрены проблемы учреждения МОР. Помимо ООН, исследована деятельность других международных межправительственных организаций: ФАО, ЮНЕСКО, НЕАФК по различным проблемам МОР. Приведены примеры создания МОР в водах, находящихся под юрисдикцией ряда государств: Канады, США, Японии, Мексики и Кубы. Отмечены и проанализированы национальные нор- мативные правовые акты, в соответствии с которыми были установлены такие районы. Отдельное внимание уделено деятельности АНТКОМ по созданию МОР в зоне регулирова- ния Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Отмечено, чтоэта организация активно принимает различные меры по установлению таких районов. Проведен анализ принятых АНТКОМ решений. По итогам рассмотрения указанных проблем авторами предложено разработать и при- нять на международном уровне кодекс о правовом положении МОР.




  2. The article is devoted to the analysis of international law aspects of protection of marine biodiversity and its main component, namely, Marine Protected Areas (MPAs). The authors propose the international law definition of the MPA. They also analyze the definitions of MPAs set forth in legislation of states. The reasons and grounds for establishing such areas are considered. Types of MPAs are considered in more detail. It is noted that at present the following types can be distinguished: marine protected areas, particularly sensitive sea areas; areas of protection of the world cultural heritage, protected areas or areas where special measures need to be taken to conserve biological diversity, marine protected areas per se. The article analyzes the provisions of international treaties, as well as recommendatory acts, that provide for the possibility and necessity of the establishment of MPAs.Much attention is paid to the United Nations’ contribution to the development of the institute of MPAs. The large role of the UN Secretary-General in the process of determining the role of MPAs in the conservation of marine living resources and biodiversity is noted. Resolutions of the UN General Assembly are presented and considered. It was noted that particular attention should be paid to the UN Resolution adopted in 2015 «Development of an international legally-binding instrument under the United Nations Convention on the Law of the Sea on the conservation andsustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction». During the development of a legally binding instrument MPAs establishment problems will be examined. In addition to the United Nations, the activities of other international intergovernmental organizations on various issues concerning MPAs, namely FAO, UNESCO, NEAFC, have been analyzed. The authors give examples of establishing MPAs in the waters under the jurisdiction of a number of countries: Canada, USA, Japan, Mexico and Cuba. National legal acts, in accordance with which such areas have been established, have been determined and analyzed. Special attention is paid to the activities of the CCAMLR aimed at establishing MPAs in the area of regulation of the Convention on the Conservation of Antarctic Marine Living Resources 1980. It is noted that the organization is actively taking various measures to establish such areas. The CCAMLR decisions have been subjected to thorough analysis. As the result of the consideration of problems mentioned above, the authors suggest that an international code on the legal status of MPAs should be developed and adopted.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 2643




  1. нет данных