перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Декриминализация уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ)
decriminalization of military and alternative service evasion (art. 328 of the Criminal code) Distance roundtable

Опубликовано в номере 12 за 2015 год

DOI: нет данных

Автор: П. А. Филиппов / Author: P. A. Filippov

Рубрика: Статьи без рубрики

Статья ОТОЗВАНА (РЕТРАГИРОВАНА) 15.01.2019 г.


Статья ретрагирована по причине заимствования из публикации: Филиппов П. А. О декриминализации уклонения от военной и гражданской альтернативной службы (ст. 328 УК РФ) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №6; Филиппов П. А. Декриминализация уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ) // Lex Russica. 2015, №12.


  1. В статье на основе изучения доктринальных положений и сло- жившейся судебной практики анализируются основания декриминализации уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской служ- бы. В статье проанализированы доктринальные толкования преступления, предусмотренного ст. 328 Уголовного кодекса РФ. В рамках изучаемой темы автором проведен анализ решений судов различного уровня. Всего было про- анализировано 611 решений судов 15 субъектов России. В работе обращено внимание на сложившуюся историческую традицию уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной служ- бы, в том числе сделан подробный обзор нормативных актов, начиная с 1918 года, устанавливавших уголовную ответственность за уклонение от военной службы различными способами. В статье сделан вывод о возможности декриминализации преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ, и переводе данного деяния в разряд админи- стративного правонарушения. В качестве обоснования такого вывода автором указано: — на низкий уровень общественной опасности деяния, который обуслов- лен абстрактным характером причиняемого объекту вреда; преимуще- ственное совершение преступления путем чистого бездействия (неявка по повестке); конструированием состава по типу формального; положи- тельной характеристикой лиц, совершивших преступление; в почти во всех преступлениях суды констатируют наличие смягчающих обстоя- тельств; отсутствие низменных мотивов совершения преступления; — отсутствие явных психологических и нравственных оснований для крими- нализации рассматриваемого деяния, в том числе более половины насе- ления и треть дознавателей согласны с декриминализацией изучаемого деяния, а суды в основном назначают наказание в виде штрафа или в виде условного лишения свободы на краткий период; — снижение количества совершаемых преступлений (за последние 10 лет количество преступлений снизилось в 2,5 раза); — избирательность в привлечении к уголовной ответственности лиц, со- вершивших преступление, предусмотренное ст. 328 УК РФ (к уголовной ответственности привлекаются 10 % лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу); — организационно-управленческие трудности в реализации уголовно-право- вого запрета.




  2. The article analyzes the grounds for decriminalization of military and alternative service evasion based on the study of doctrinal provisions and existing jurisdiction. The article considers the doctrinal interpretation of a crime under Art. 328 of the Criminal Code. In the framework of the subject, the author studies the decisions of the courts of various levels (611 court decisions from 15 regions of Russia). The paper draws attention to the historical tradition of the existing criminal liability for evasion of military service. Moreover, the author reviews in detail the 1918 and later regulations establishing criminal liability for evasion of military service in different ways. уважительной причины». Такое толкование при- вело к тому, что некоторые суды считают недо- статочной однократную неявку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, при однократном вручении повестки67. В связи с этим многие военные комиссариаты предпочитают вручать повестки неоднократно. Так, в 35% изу- ченных дел указывается, что повестки вручались неоднократно, в том числе в 16,5% вручались 2 повестки, в 9% — 3 повестки, в 3% — 4 повестки. Проведенный анализ достаточно убедитель- но показал, что однозначные и явные основания криминализации уклонения от военной и аль- тернативной гражданской службы в настоящее время отсутствуют, в том числе отсутствует яв- ная общественная опасность деяния, необходи- мая для признания его преступлением. Оценка обществом, работниками правоохранительных органов и судебной системой по большей части не совпадают с оценкой этого деяния в ст. 328 УК РФ. В связи с этим считаем возможным декри- минализировать преступление, предусмотрен- ное ст. 328 УК РФ, путем его перевода в разряд административных правонарушений. 67 См., например: кассационное определение Судеб- ной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 27.09.2011 № 22-1332/2001 // ГАС РФ «Правосудие». URL: www.sudrf.ru. 86 № 12 (Том CIX) ДЕКАБРЬ 2015 LEX RUSSICA Дискуссионная трибуна The article concludes that there is a possibility of decriminalization of a crime under Art. 328 of the Criminal Code and its conversion into an administrative offense. In support of this conclusion, the author indicated the following: — low level of social danger of the act, which is due to: the abstract nature of the harm caused to the object; preferential commission of a crime by pure omission (failure to appear in response to summons); designing a formal structure of corpus delicti; the positive character reference of perpetrators; courts ascertain the existence of mitigating circumstances in almost all crimes; lack of low-lying motives in committing the crime; — the absence of explicit psychological and moral basis for the criminalization of the act in question, besides, more than half of the population and a third of investigators agree with the decriminalization of the investigated actions, and the courts generally impose a fine or a suspended imprisonment for a short period; — reduced number of crimes committed over the last ten years - the number of crimes decreased by 2.5 times; — selectivity in the criminal prosecution of perpetrators of crimes under Art. 328 of the Criminal Code, namely, that the criminal liability involved 10% of those who evade military service; — organizational and managerial difficulties in the implementation of criminal prohibitions.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1234




  1. нет данных