перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Теоретико-прикладные проблемы защиты прав покупателей в советском государстве
Theoretical and applied problems of protection of customer rights in the Soviet state

Опубликовано в номере 6 за 2015 год

DOI: нет данных

Автор: Богдан В.В. / Author: Bogdan, V.V.

Рубрика: История государства и права


  1. В настоящей статье автором рассматривается опыт советских ци- вилистов по разрешению актуальных вопросов в одной из наиболее проблемных областей советского гражданского права: защите прав покупателей. Ученые не- однократно отмечали невысокий уровень защиты прав покупателей, критически оценивая заложенный в праве гражданско-правовой механизм защиты прав пос- ледних. Автор обосновывает точку зрения, что защита прав покупателей как правовое явление в советском государстве трансформировалось из социально-по- литического — культуры обслуживания граждан. Показано, что к концу 1980-х гг. в науке гражданского права сформировалось несколько теоретических подходов к решению указанной проблемы, послуживших основой для формирования современ- ного гражданского законодательства о защите прав потребителей. В работе ис- пользованы общенаучные и специально-юридические методы исследования: анализ и синтез при обработке теоретических взглядов, конкретно-исторический метод. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автор впер- вые обращается к опыту советской доктрины, направленной на разрешение про- блемных вопросов в области защиты прав покупателей. В результате мы прихо- дим к выводам, что, во-первых, развитию правовой мысли в области защиты прав потребителей предшествовало создание социального явления «культура обслужи- вания потребителей», нацеленного на удовлетворение материальных и культур- ных потребностей советских граждан. Лишь после принятия Основ гражданского законодательства СССР и Гражданского кодекса РСФСР социальное явление посте- пенно трансформировалось в правовое. Во-вторых, защита прав потребителей как научное направление возникло в конце 1960-х гг. и вобрало в себя разработки в об- ласти гражданского, административного и уголовного права. В-третьих, в науке гражданского права советского периода был сформирован основной комплекс прав потребителей, вошедших в основу Закона РФ «О защите прав потребителей», а со- временное законодательство базируется на достижениях в том числе и советской цивилистической науки.




  2. In this article the author studies the experience of the Soviet civil law scholars on resolution of topical issues in one of the most complicated spheres of Soviet civil law — protection of customer rights. The scientists often noted the low level of protection of customer rights, providing critical evaluation of the mechanism for the protection of their rights in the civil law. The author substantiates the position that the customer rights protection as a legal matter in the Soviet state was transformed from the social and political culture of service to citizens. It is shown that by the late 1980s the science of civil law has formed several theoretical approaches towards solving this problem, which laid the foundation for the formation of the modern civil legislation on customer protection. The article involves general scientific and special legal methods of studies: analysis and synthesis, when working with the theoretical views, specific historical analysis. The scientific novelty is due to the fact that for the first time the author addresses the experience of the Soviet doctrine, which was aimed at finding solutions in the sphere of customer protection. As a result, the author draws a conclusion, that, firstly, the development of legal thought in the sphere of customer protection was predefined by the formation of the social matter of «culture of customer service», which was aimed at satisfying the material and cultural needs of the Soviet citizens. It was only after the adoption of the Fundamental Bases of the Civil Legislation of the USSR, and the Civil Code of the RSFSR, when the social matter gradually transformed into a legal one. Secondly, the customer protection as a scientific direction was formed in late 1960s, and it included the developments in the sphere of civil, administrative and criminal process. Thirdly, the science of civil law of the Soviet period has formed the main set of rights of customers, which was later included in the Federal Law of the Russian Federation «On Customer Protection», so the modern legislation is based upon the achievements of the Soviet civil law science.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1251