перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Развитие института прав человека в России: философско-правовой взгляд на проблему
Development of human rights as an institution in Russia: philosophical legal view of the issue

Опубликовано в номере 6 за 2015 год

DOI: нет данных

Автор: Чернавин Ю.А. / Author: Chernavin, Y.A.

Рубрика: Философия права


  1. Основная проблема, связанная с утверждением института прав чело- века в России, заключается не в сиюминутном обеспечении прав личности, уровень которых пока невысок, а в принципиальной возможности достичь его эффектив- ности в нашей стране когда-либо. Проблему создает существующее противоречие между необходимым — западным по сути — типом социальных практик и домини- рующим в России восточным типом личности. Осмыслению данного противоречия и выработке путей его разрешения посвящена статья. Один из этих путей осно- вывается на глубинной связи ценностей прав личности и характеристик русской культуры и ментальности. Мировоззренческой основой института прав человека выступают зародившиеся в глубине веков гуманистические идеи, их воплощение в борьбе с бесправием личности, против насилия и угнетения. Подобная борьба — часть нашей истории. Российский и русский народ свободолюбив. Другое дело, что в современной России, состоящей из вестернизированного меньшинства и традици- оналистского большинства, наблюдается как искажение западных характеристик, так и трансформация традиционализма в квазитрадиционализм. Авторская пози- ция связывает проблему не только и не столько с доминированием в современной России традиционалистского типа личности, сколько с его ослаблением и искаже- нием. Теория институциональных матриц, также послужившая методологической основой анализа, позволила сформулировать вывод о закономерности целенаправ- ленного и активного внедрения в России института прав человека. Его современный европейский вариант отражает ценности не индивидуализма, но персоноцентриз- ма, переходит от стадии либерализации и демократизации к стадии социализации. Возникшие в послевоенное время права третьего поколения — коллективные по сво- ей природе — соответствуют духу и механизмам социальной деятельности в Рос- сии. Вследствие этого способы институционализации прав человека в нашей стра- не могут быть специфичны — этап либерализации прав можно пройти, во-первых, «ускоренно», во-вторых, средствами не индивидуализации, но сотрудничества, при опоре не на выгоду, а на основе разделенных с другими людьми целей бытия. При этом средствами развития данного института явятся эволюционное изменение российской государственности, сопряженное с возрождением и эволюционным из- менением российского традиционализма.




  2. The main problem concerning an institution of human rights in Russia concerns the principal possibility to achieve its efficiency in our state ever, rather than providing minute guarantees of human rights. The problem concerns the opposition between the necessary Western type of social practice and the dominating Oriental personality type in Russia. The article is devoted to the analysis of this contradictions and attempts to find the possible paths for its solution. One of such paths is to be found in the inherent connection between the values of human rights and typical Russian culture and mentality. The worldview basis for the human rights as an institution is formed by the humanistic ideas of the past, their manifestation in fighting abuse, absence of personal rights and freedoms. Such fight is part our history. Russian people are fond of freedom. However, in modern Russia there is a westernized minority and a traditionalist majority, the Western characteristics become distorted, and traditionalism is transformed into quasi-traditionalism. The position of the author is that this problem is due to weakening and distortion of the traditionalist personality type in Russia, rather than just its domination. The theory of institutional matrixes has formed the methodological basis for the analysis, allowing to formulate the conclusion on the pattern of purposeful and active introduction of the institution of human rights in Russia. Its modern European version reflects personality-centered values, rather than individual ones, transitioning from the liberalization and democratization to the socialization. The post-War 3rd generation human rights, which are collective rights by their nature correspond to the nature and mechanisms of social activities in Russia. As a result, the means of institutionalization of human rights in Russia may be very specific. The stage of liberalization of right may be passed fast and by means of cooperation, rather than individualization, based upon the shared goals, rather than profit. At the same time the means of development of this institution involve evolutional changes in the Russian statehood, together with the restoration and evolutional changes in the Russian traditionalism.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1317