перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Адогматический характер теории разделения властей
Adogmatic character of the separation of powers theory

Опубликовано в номере 5 за 2015 год

DOI: нет данных

Автор: Е.В. Коврякова / Author: Kovryakova, E.V.

Рубрика: Теория права


  1. В статье рассматриваются причины внутренней противоречи- вости теории разделения властей, лежащей в основе базового принципа кон- ституционного законодательства большинства стран западной цивилизации, включая и Россию. В основе триады властей — не один, а два отличных друг от друга принципа: формальный и материальный. По мнению автора, в современ- ном понимании термин «разделение властей» употребляется по меньшей мере в шести смыслах: отделение органов законодательной, исполнительной и судеб- ной власти (на федеральном уровне и уровне субъектов в федеративных государ- ствах, на центральном уровне и уровне территориальных автономий в унитар- ных государствах); разграничение полномочий (функций) этих органов; отделе- ние центральных и региональных органов государственной власти; разделение полномочий (функций) центральных и региональных органов государственной власти (в федеративных государствах — между федеральными органами и ор- ганами субъектов федерации, в сложных унитарных государствах — между цен- тральными органами государственной власти и органами государственной вла- сти территориальных автономий); отделение органов местного самоуправле- ния от органов государственной власти всех уровней; отграничение полномочий (функций) местных органов от функций органов государственной власти всех уровней. В этой связи рассматриваются проблемы множественности самих ветвей власти (в настоящее время их более 10: законодательная, исполнитель- ная, судебная, учредительная, избирательная, контрольная, гражданская, ор- ганизационная, президентская, народная, прокурорская, финансово-банковская, надзорная, денежная и др.), а также осуществления парламентского контроля при различных формах правления в теории и на практике. Анализируются причи- ны превращения конституционных норм, регулирующих взаимоотношения вла- стей, в фикцию, выражающуюся в отсутствии возможного баланса между зако- нодательной и исполнительной властями. Работа проиллюстрирована анали- зом конституционного законодательства: Венгрии, Италии, Молдовы, Монако, Польши, Португалии, Румынии, России, Словении, США, Украины, Франции, ФРГ, Хорватии, Швейцарии, Швеции, Эстонии и др.




  2. The article concerns the causes for the inner contradictions within the theory of separation of powers, which forms the foundation for the basic principle of the constitutional legislation of the most state of the Western civilization, including Russia. The basis for the triad of powers is formed by two distinctly different principles: formal and material, rather than one principle. In the opinion of the author currently the term «separation of powers» is used to hold at least six meanings: separation of legislative, judicial and executive power (at the federal level and the level of constituent subjects in the federal states, at the central level and the level of territorial autonomies in the unitary states; separation of competences (functions) of these bodies; in complicated unitary states there is separation of powers between central state government bodies and the government bodies of territorial autonomies; separation of municipal self-government bodies and state government bodies at all levels, separating the competence (functions) of the local bodies from the functions of state government at all levels. In connection to this matter the author analyzes the problems of multiplicity of the branches of power. Currently there are more than 10 of them: legislative, executive, judicial, elective, controlling, civil, organizational, presidential, of the population, prosecutorial, financial and banking, supervisory, financial, etc.). There are also issues regarding implementation of parliamentary control in various forms of government in theory and practice. The author analyzes the causes for the constitutional norms regulating the relations among the branches of government becoming mere fictions, when there is no possible balance between legislative and executive powers. The article is illustrated with the analysis of the foreign constitutional legislation of the states, such as Hungary, Italy, Moldova, Monaco, Poland, Portugal, Romania, Russia, Slovenia, the USA, Ukraine, France, FRG, Croatia, Switzerland, Sweden, Estonia, etc.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1502