перейти на портал

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)

ISSN: 1729-5920

Методологическое значение категорий fides (совесть) и bona fides (добрая совесть) в римском частном праве
Methodological significance of the categories fides (conscience) and bonafides (good conscience) in the Roman private law

Опубликовано в номере 1 за 2015 год

DOI: нет данных

Автор: Карлявин И.Ю. / Author: Karlyavin I.Yu.

Рубрика: История государства и права


  1. Исследование посвящено методологически важным аспектам таких категорий, как fides и bona fides. Акцент делается на формирование на- званных категорий в трудах римских юристов, а также на развитие учения о доброй совести в работах немецких ученых-романистов. Именно в период рас- цвета римского частного права fides и bona fides приобретают правопримени- тельное значение. Окончательное научное обоснование названные категории получают в трудах немецких ученых-пандектистов. Наряду с исследованием сущностных характеристик категорий fides и bona fides, в сферу внимания автора попадают правоотношения, формирование которых происходит под влиянием доброй совести. Немаловажным является определение направлений современных исследований fides и bona fides. Окончательная цель, — грамотное формирование современных аналогов доброй совести, в Германии, — Treu und Glauben, в России, — категории добросовестность и одноименного принципа. Наряду с традиционными методами научного исследования (анализ, синтез, сравнительное правоведение), автор стремится выстроить свое исследо- вание преимущественно на базе источников римского права и трудах немец- ких ученых. Методологическая цель — выявить преемственность во взглядах римских юристов и немецких (немецкоязычных) ученых разных поколений. В современной российской и зарубежной правовой доктрине сравнительные ис- следования таких категорий, как fides и bona fides, встречаются нечасто. Обе категории имеют самостоятельное правовое, в том числе и методологиче- ское значение. Между ними существует определенная связь и взаимодействие. Благодаря общим нравственным истокам обе категории оказывают сильное влияние на конструирование правовых отношений. Bona fides в большей степе- ни тяготеет к частному праву. Замечательно, что bona fides служит формой реализации aequitas (справедливости).




  2. The study is devoted to the methodologically important aspects of such categories as fides and bonafides. The emphasis is made on the formation of these categories in the writing of Roman jurists, as well as on the development of the doctrine of good conscience in the works of German scientists — novelists. It was during the heyday of the Roman private law fides and bonafides acquire enforcement value. Their final scientific substantiation these categories receive in the writings of German scientists — pandectists. Along with the study of the essential characteristics of the fides and bonafides categories attention of the author is attracted by the legal relations that were formed under the influence of a good conscience. It is also important to identify areas of current research of fides and bonafides. The ultimate goal is the formation of competent modern analogues of a good conscience, in Germany — «Treuund Glauben», in Russia — category of «honesty» and the same named principle. Along with the integrity and traditional methods of scientific research (analysis, synthesis, comparative law), the author tries to build his research primarily on the basis of sources of Roman law and the writings of German scientists. Methodological goal is to identify continuity in the views of the Roman lawyers and German (German speaking) scientists of different generations. In modern Russian and foreign legal doctrine comparative studies of such categories as fides and bonafides are uncommon. Both categories have independent legal significance including the methodological one. There is a definite connection and interaction between them. Due to the general moral roots, both categories have a strong influence on the design of legal relations. Bonafides is increasingly drawn to private law. It is remarkable that bonafides is a form of implementation of aequitas (equity).






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 2024